Управление образования Администрации муниципального округа
Горноуральский Свердловской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО ДЮСШ
Протокол № 4 от 27.08.2025
дена:
ора МБУ ДО ДЮСШ
А.О. Мещерских
2025 г. № X3-Y
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеская спортивная школа»
на 2025-2026 учебный год
МО Горноуральский
2025
Управление образования Администрации муниципального округа
Г орноуральский Свердловской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО ДЮСШ
Протокол № 4 от 27.08.2025
Утверждена:
Приказом директора МБУ ДО ДЮСШ
______________ А.О. Мещерских
о т __________ 2025 г. №_______
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеская спортивная школа»
на 2025-2026 учебный год
МО Горноуральский
2025
1. Информационная справка образовательной организации
Полное наименование: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального округа
Горноуральский Свердловской области
Краткое наименование: МБУ ДО ДЮСШ
Местонахождение учреждения:
- фактический адрес: г. 622001, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул.
Ломоносова, д.49, офис 512
юридический адрес: 622904, Свердловская область, Пригородный район, пгт
Горноуральский, 31 А.
Учредитель: Администрация муниципального округа Горноуральский в лице
Управления образования.
Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.
Тип: организация дополнительного образования.
МУ ДО ДЮСШ имеет бессрочную лицензию на ведение образовательной деятельности
(регистр. номер № 18941 от 18 августа 2016 г. серия 66ЛО1 № 0005673)
Электронный адрес: ducsh_ggo@mail.ru
Сайт учреждения: ducsh-ggo.uralschool.ru
Вид деятельности образовательного учреждения: образовательные услуги по
реализации образовательных программ по видам образования, по уровню образования, по
профессиям , специальностям, направленностям подготовки.
1.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы
Образовательная программа является нормативным документом, определяющим
основные направления образовательной деятельности МБУ ДО ДЮСШ, цели, задачи, объем,
содержание, планируемые результаты. Образовательная программа разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция ООН о правах ребенка. 15 сентября 1990 г;
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства спорта РФ от 03.08.2022 №634 «Об особенностях организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным
программам спортивной подготовки»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.;
- Устав МБУ ДО ДЮСШ и другие локальные акты учреждения;
-
Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Образовательная программа МУ ДО ДЮСШ предназначена удовлетворять потребности
обучающихся в получении качественного бесплатного дополнительного образования по
дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым в учреждении; выборе
тренера-преподавателя, вида спорта и дополнительной общеобразовательной программы
в
соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями.
2. Организация образовательной деятельности
2.1. Цели, задачи образовательной программы
Образовательная деятельность в учреждении регламентируется Уставом, образовательной
программой, лицензией, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием
занятий, дополнительными общеобразовательными программами физкультурно-спортивной
направленности и осуществляется в форме учебно-тренировочных занятий.
Цель
образовательной
программы:
организовать
образовательную
деятельность
обучающихся по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивной
направленности .
Основные задачи:
•
обеспечение доступности полного спектра образовательных услуг для обучающихся в
возрасте от 5 до 17 лет;
•
реализация персонифицированного финансирования дополнительного образования в
учреждении;
•
совершенствование системы воспитательных и спортивно-массовых мероприятий;
•
обеспечение необходимых условий для личностного развития, для повышения
спортивных результатов каждого обучающегося в выбранном виде спорта;
•
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, укрепление их
здоровья и личной безопасности;
•
удовлетворение потребности обучающихся в занятиях физической культурой и
спортом;
•
социальная адаптация обучающихся;
•
организация содержательного досу га.
2.2.
Особенности организации образовательной деятельности,
учебный план и его обоснование, календарный учебный график
МБУ
ДО
ДЮСШ
осуществляет
образовательную
деятельность
в течение
всего
календарного года, включая каникулярное время и выходные дни. Обучение ведется на русском
языке по безоценочной системе. В МБУ ДО ДЮСШ дополнительные общеразвивающие
программы в области физической культуры и спорта реализуются для детей в возрасте от 5 до
17 лет включительно.
Правила приема обучающихся.
На общеобраовательную общеразвивающую программу принимаются граждане в возрасте
от 5 лет, имеющие медицинское заключение о состоянии здоровья с указанием на возможность
заниматься избранным видом спорта.
В
качестве
заявителей
выступают
законные
представители
несовершеннолетних
(родители или законные представители), а также несовершеннолетние, достигшие возраста 14
лет, подавшие заявление на обучение в порядке, установленном Правилами.
Общие требования к приему граждан в Учреждение регулируются Законом Российской
Федерации «Об образовании» и локальным актом «Правила приема граждан в учреждение».
Прием обучающихся на обучение по дополнительным общеразвивающим программам
(на спортивно-оздоровительный этап) принимаются практически все желающие, не имеющие
медицинских
противопоказаний,
так
как
этого
требуют
педагогическая
этика
и
психологические законы спортивной ориентации.
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится решением
педагогического совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов по
общей и специальной физической подготовке по видам спорта, установленных учебными
программами.
Обучающиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения не
переводятся.
Такие
спортсмены
могут
решением
педагогического
совета учреждения
продолжать обучение повторный год.
Обучающиеся, не выполнившие контрольно-переводные нормативы, могут продолжать
занятия в спортивно-оздоровительных группах. Основными критериями оценки занимающихся
на
спортивно-оздоровительном
этапе
являются
регулярность
посещения
занятий,
положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень усвоения
знаний и умений по программе.
Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
группах (разница в возрасте не должна превышать более 3 -х лет), объединенных в отделения по
видам спорта. Формы проведения занятий — групповая.
Количественный состав обучающихся и объем учебно-тренировочной нагрузки в
неделю в группах определяется в зависимости от выбранной программы, этапа и года обучения.
Таблица 1
Нормы наполняемости групп, максимальный объём недельной учебной нагрузки в
спортивно-оздоровительных группах
№п/п
1
Период
обучения
Весь
период
обучения
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕ[Е ПРОГРАММ]ы
Возраст
Год
Минимальное Максимальное
обучения минимальный
кол-во
кол-во
обучающихся обучающихся
В соответствии с
10
20
1 год
программой
10
20
2 год
10
20
3 год
10
15
4 год
Кол-во
часов в
неделю
6
6-8
8
8
Продолжительность обучения в каждом отделении по видам спорта предусмотрена
реализуемой дополнительной образовательной программой и включает:
•
общеразвивающая программа — от 1 года и весь период обучения;
Занятия для обучающихся в учреждении проводятся в режиме шестидневной недели.
Продолжительность занятия по дополнительным общеразвивающим программам (в
группах спортивно-оздоровительного этапа) не должна превышать 2-х часов
в день.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации общеразвивающей
программы устанавливается в часах и не должна превышать: 1 год обучения — двух часов; 2 - 4
года обучения — трех часов.
Продолжительность
реализуются
одного
дополнительные
занятия
в
спортивно-оздоровительных
общеразвивающие
программы,
составляет
группах,
45
где
минут у
школьников. Между занятиями в группах могут предусматриваться перерывы длительностью
не менее 10 минут.
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в Организации:
1)
группы
объединяются (при необходимости) на временной основе учебно -тренировочные
для
проведения
учебно-тренировочных занятий
в
связи
с выездом
тренера-
преподавателя на спортивные соревнования, учебно-тренировочные мероприятия (сборы), его
временной нетрудоспособности, болезнью, отпуском;
2)
проводятся (при необходимости) учебно-тренировочные занятия одновременно с
обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении следующих условий:
- не превышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух спортивных разрядов и
(или) спортивных званий, в командных игровых видах спорта - трех спортивных разрядов и
(или) спортивных званий;
- не превышения единовременной пропускной способности спортивного сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в
ДЮСШ на период летних каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а
также обеспечиваться участие в учебно-тренировочных сборах, проводимых образовательными
организациями и (или) физкультурно-спортивными организациями. Тренировочная работа,
организуется с учетом режима дня и занятости учащихся в общеобразовательной школе.
Учитывая успеваемость каждого юного спортсмена по общеобразовательным предметам,
тренер-преподаватель
может
уменьшить
для
отдельных
обучающихся
количество
и
длительность занятий в предэкзаменационный и экзаменационный периоды, давая им
индивидуальные домашние задания.
Организация
образовательной
деятельности
в
учреждении
регламентируется
в
соответствии с законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
календарным учебным графиком, учебным планом, настоящей образовательной Программой.
Учебный план определяет направления образовательной деятельности отделений по
видам спорта, названия реализуемых программ, количество часов в неделю и количество
учебных групп по годам обучения. Количество часов и групп определяется приоритетами
образовательной направленности, социальным заказом родителей, муниципальным заданием.
Образовательная
деятельность
осуществляется
в
соответствии
с
санитарно
эпидемиологическими нормами и правилами.
Учебный план для дошкольных образовательных организаций рассчитан на 36 недель
учебно-тренировочных
тренировочных
занятий,
занятий
для
для
общеобразовательных
реализации
школ
дополнительных
-
44 недели
учебно
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Реализация
обучающихся
и
учебного
их
плана
родителей;
позволяет
создать
удовлетворить
каждому
образовательные
воспитаннику
школы
запросы
условия
для
самоопределения и развития; обеспечить возможность детям и подросткам реализовать свой
физический потенциал, задатки и способности к спорту.
Таблица 2
Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ физкультурно-спортивной
направленности на 2025-2026 учебный год
№
п\п
Отделение
Ф.И.О. тренерапреподавателя
Программа
Период
реализаци
и
1.
Футбол
1. Сидоров
Виталий Алексеевич
1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Футбол» Утверждена
решением педагогического
совета, протокол № 15 от
22.06.2023г.
2. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мини-футбол»
Утверждена решением
педагогического совета,
протокол №4, от 27.08.2025 г.
2. Лямов
Сергеевич
Никита
1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Футбол» Утверждена
решением педагогического
совета, протокол № 15 от
22.06.2023г.
3 года
3. Южаков Андрей
Иванович
1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Футбол» Утверждена
решением педагогического
совета, протокол № 15 от
22.06.2023г.
3 года
2. Орлов
Никита
Викторович
1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Футбол» Утверждена
решением педагогического
совета, протокол № 15 от
22.06.2023 г.
3 года
3 года
2.
Мини-футбол
1. Сащенко Наталья
Сергеевна
2. Казакова Наталья
Александровна
3.
Самбо
1. Бызов
Иванович
1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
по мини-футболу
«Увлекательный мини-футбол
для дошколят» Утверждена
решением педагогического
совета, протокол №4 от
27.08.2025 г.
1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
по мини-футболу
«Увлекательный мини-футбол
для дошколят».
Утверждена решением
педагогического совета,
протокол №4 от 27.08.2025 г.
2 года
2 года
Валерий
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Самбо»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№ 1 от 27.08.2024 г.
4 года
2. Беймаков
Авас
Моженкулович
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Самбо»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№ 1 от 27.08.2024 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Баскетбол»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№15 от 22.06.2023 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Армрестлинг»
4 года
4.
Баскетбол
1. Головнина Татьяна
Сергеевна
5.
Армрестлинг
1. Ларионов Валерий
Иванович
4 года
4 года
6.
Бадминтон
«Веселый
волан»
7.
Бадминтон
8.
Адаптивная
физкультура
«Общая
физическая
подготовка путь к
здоровью»
9.
«Будь готов!»
10.
Греко-римская
борьба
1. Подойникова
Елена Сергеевна
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№3 от 21.06.2022
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Веселый волан», 5-7 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№4 от 27.08.2025 г.
2 года
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Бадминтон»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№1 от 27.08.24 г.
4 года
1. Подойникова
Елена Сергеевна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «
Общая физическая подготовка путь к здоровью», 5-7 лет
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№19 от 06.10.2023 г.
1 год
2. Казакова Наталья
Сергеевна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Общая физическая подготовка путь к здоровью», 5-7 лет
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№19 от 06.10.2023 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Будь готов»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№4 от 27.08.2025 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Греко-римская борьба», 8-17
лет. Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№4 от 27.08.2025 г.
1 год
1. Сащенко Наталья
Александровна
2. Свахин
Сергеевич
Евгений
1 год
4 года
11.
12.
Легкая
атлетика
Лыжные гонки
3. Томилин
Борисович
Илья
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Легкая атлетика», 7-17 лет
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№7 от 30.08.2022 г.
4 года
4. Пылаева
Алексеевна
Мария
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Легкая атлетика», 7-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№7 от 30.08.2022 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Лыжные гонки», 7-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№1 от 20.02.2023 г.
4 года
1. Орлов
Петрович
Владимир
2. Пономарев
Станислав
Николаевич
3. Савин
Геннадьевич
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Лыжные гонки», 7-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№1 от 20.02.2023 г.
Петр
13.
Настольный
теннис
1. Беймаков Авас
Мажинкулович
14.
Занимательный
роуп-скиппинг
1. Казакова Наталья
Адександровна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Лыжные гонки», 7-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№1 от 20.02.2023 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Настольный теннис», 7-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№1 от 27.08.2024 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательный роуп-скиппинг»,
5-7 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№7 от 30.08.2022 г.
3 года
3
года
3 года
4 года
1 год
15.
Роуп-скиппинг
(спортивная
скакалка)
16.
Софтбол
17.
Увлекательные
шашки
2. Карлюкова Ольга
Андреевна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательный роуп-скиппинг»,
5-7 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№7 от 30.08.2022 г.
1 год
3. Подойникова
Елена Сергеевна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательный роуп-скиппинг»,
5-7 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№4 от 27.08.2025
1 год
4. Сащенко Наталья
Сергеевна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательный роуп-скиппинг»,
5-7 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№7 от 30.08.2022 г.
1 год
5. Сергеева
Екатерина
Борисовна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательный роуп-скиппинг»,
5-7 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№7 от 30.08.2022 г.
1 год
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Роуп-скиппинг- спортивная
скакалка», 8-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№4 от 27.08.2025 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Софтбол», 8-17 лет.
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№4 от 27.08.2025 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Увлекательные шашки», 5-8 лет.
Утверждена решением
4 года
1. Пылаева
Алексеевна
Мария
1. Панфилова Любовь
Владимировна
4 года
2 года
18.
Юный турист
1. Камаева
Ольга
Владимировна
19.
Детский фитнес
1. Устюгова
Валерьевна
Марина
2. Подойникова Елена
Сергеевна
Дополнительные
общеобразовательные
педагогического совета, протокол
№1 от 09.09.2024 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный турист»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№1 от 20.02.2023 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Детский фитнес»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№ 1 от 09.09.2024 г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Детский фитнес»
Утверждена решением
педагогического совета, протокол
№ 1 от 09.09.2024 г.
общеразвивающие
программы
1 год
2 года
2 года
реализуются
согласно учебному плану и комплектования МБУ ДО ДЮСШ на 2025-2026 учебный год.
Образовательная
деятельность
организуется
в
соответствии
с
дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими программами.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рассчитаны на срок
от одного года и на весь период обучения по общеобразовательным общеразвивающим
программам физкультурно-спортивной направленности.
Учебно-тренировочные занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и
отдыха
обучающихся
администрацией
учреждения
по
представлению
педагогических
работников (тренеров-преподавателей) с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Основными формами учебно —тренировочного процесса являются:
•
групповые практические занятия по расписанию;
•
тренировки по индивидуальным планам и выполнение домашних заданий;
•
участие в соревнованиях, турнирах и матчевых встречах;
•
учебно-тренировочные сборы;
•
судейская практика;
•
дистанционное обучение.
Методы и формы работы подбирает тренер-преподаватель с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей обучающихся.
В учреждении организована работа сайта. Сайт является информационным ресурсом
учреждения, который обеспечивает официальное представление информации об учреждении в
сети
«Интернет»,
обучающихся,
с
целью
родителей,
оперативного
социальных
ознакомления
партнеров
и
педагогических
других
работников,
заинтересованных
лиц
с
образовательной деятельностью учреждения.
Таблица 2
Учебный план по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам физкультурно-спортивной направленности
№
п/п
1.
Название
программы (вид
спорта
Мини-футбол
Кол-во
часов в
неделю
2
Кол-во
часов в
год
72
2
72
6
8
8
264
352
352
2.
Футбол
3.
Самбо
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
4.
Баскетбол
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
5.
Армрестлинг
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
6.
Бадминтон
ознакомител
ьный
ознакомител
ьный
1 год
2
72
до
г
2
Уровень
Год
сложности обучения
программы
ознакомител
1 год
ьный
ознакомител
2 год
ьный
стартовый
1 год
базовый
2 год
углубленный
3 год
2
72
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
«Веселый волан»
7.
Бадминтон
стартовый
стартовый
базовый
углубленный
ознакомител
ьный
1 год
2
72
ознакомител
ьный
стартовый
базовый
углубленный
1 год
2
72
1 год
2 год
3 год
6
6
8
264
264
352
9.
АФК «Общая
физическая
подготовка - путь
к здоровью»
Будь готов!
10.
Лыжные гонки
11.
Греко-римская
борьба
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
12.
Легкая атлетика
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
13.
Настольный
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
ознакомител
ьный
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2
72
15.
Занимательный
роуп-скиппинг
Роуп-скиппинг
(спортивная
скакалка)
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
16.
Софтбол
стартовый
базовый
базовый
углубленный
1 год
2 год
3 год
4 год
6
6
8
8
264
264
352
352
17.
Увлекательные
шашки
ознакомител
ьный
ознакомител
ьный
ознакомител
ьный
ознакомител
ьный
ознакомител
ьный
1 год
2
72
2 год
2
72
1 год
2
72
1 год
2
72
1 год
2
72
8.
теннис
14.
18.
Юный турист
19.
Детский фитнес
Характеристика содержания образовательной деятельности по
общеразвивающим программам
Содержание образовательных программ обеспечивает возможность занятий по программе
всем детям независимо от способностей и уровня общего развития. На обучение по
общеразвивающим программам принимаются обучающиеся в течение всего календарного года
без проведения индивидуального отбора.
Таблица 3
Годовой учебно-тренировочный план распределения часов в спортивно
оздоровительных группах по виду спорта, культивируемых в МБУ ДО ДЮСШ
(36 учебно-тренировочных недель для дошкольников;
44 недели для школьников)
№
Спортивно-оздоровительные группы
п/п
ДО
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
8.
Недельная нагрузка в
часах
Максимальная
продолжительность
одного учебно
тренировочного
занятия в часах
Наполняемость
человек в группе
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Технико-тактическая
подготовка
Интегральная
подготовка
Учебная и судейская
практика
Тестирование и
контроль,
соревнования
Медицинское
обследование
Общее количество
в год
СОШ
1 год
2 год
1 год
2 год
3 год
4 год
2
2
6
6
8
8
25-30
мин.
25-30
мин.
2 час.
2 час.
2 час.
2 час.
10-15
10-15
10-25
10-25
10-20
10-20
9
9
12
10
8
6
98
100
110
110
46
46
88
88
60
60
-
-
86
86
116
118
-
-
14
14
16
16
-
-
4
4
6
6
3
3
4
4
8
8
352
352
не менее 1 раза в год
72
72
264
264
Самостоятельная работа
В
процессе
реализации
учебного
плана
допускается
самостоятельная
работа
обучающихся в пределах 20 % от общего учебного плана.
Г одовой календарный учебный график
График разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству,
содержанию
и организации
режима работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4. 3648-20).
Начало учебного года 01 сентября 2025 года
Продолжительность учебной недели - шестидневная рабочая неделя с одним выходным
днем (в зависимости от учебной нагрузки по видам спорта и уровням сложности).
Начало учебно-тренировочных занятий - согласно расписанию.
Праздничные и выходные дни: - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; 7 января
- Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный
женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4
ноября - День народного единства, 31 декабря - Новый год.
Расписание занятий утверждается директором МБОУ ДОД «ДЮСШ» по представлению
педагогических
работников,
возрастных
особенностей
обучающихся
и
установленных
санитарно-гигиенических норм.
Учебно-тренировочные занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в
соответствии с утвержденным расписанием, планом работы МБОУ ДОД «ДЮСШ» на период
каникул в форме учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно
массовых, досуговых мероприятий, участие в учебно -тренировочных сборах, самостоятельная
работа обучающихся по индивидуальным планам подготовки.
Расписание занятий утверждается директором МБОУ ДОД «ДЮСШ» по представлению
педагогических
работников,
возрастных
особенностей
обучающихся
и
установленных
санитарно-гигиенических норм.
Учебно-тренировочные занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в
соответствии с утвержденным расписанием, планом работы МБОУ ДОД «ДЮСШ» на период
каникул в форме учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно
массовых, досуговых мероприятий, участие в учебно -тренировочных сборах, самостоятельная
работа обучающихся по индивидуальным планам подготовки.
Таблица 4
Календарный учебный график
Уровень
сложности
ознакомительный
ДОУ
СОШ
стартовый
базовый
углубленн
ый
Продолжительность
учебного
года,
неделя
Количество
учебных дней
Продолжительность
ученых периодов:
1-ое полугодие
2-ое полугодие
36
44
44
44
44
72
264
264
352
352
01.09.2025 30.12.2025
01.09.2025 30.12.2025
01.09.2025 30.12.2025
01.09.2025 - 01.09.2025 30.12.2025 30.12.2025
09.01.2026 30.05.2026
03.092026
05.07.2026
03.092026
05.07.2026
03.092026
05.07.2026
03.092026
05.07.2026
Согласно утвержденной общеобразовательной
общеразвивающей Программе физкультурно-спортивной
Возраст детей,
направленности
лет
Продолжительность заняЭдян
Два
Два
Два
Два
занятия, час
академический академичес академичес академиче академическ
час. (25-30
ких часа (90 ких часа (90 ских часа
их ч аса(90
мин)
минут)
минут)
(90 минут)
минут)
Режим занятш
2 раза в
3 раза в
3 раза в
4 раза в
4 раза в
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
72
264
352
352
Г одовая учебная
264
нагрузка, час
3. Организационно-педагогические ресурсы, способствующие реализации
общеобразовательной общеразвивающей Программы
3.1. Кадровое обеспечение
За годы работы в спортивной школе сложился сплоченный творческий педагогический
коллектив, который является самым ценным ресурсом М БУ ДО ДЮСШ.
В 2024-2025 учебном году в детско-юношеской спортивной школе работали 24 тренерапреподавателя, из которых 12 основных и 12 совместителей. В конце 2024 -2025 учебного года
по уважительным причинам уволились 3 тренера-преподавателя.
3.2. Программно-методическое обеспечение
Наличие грамотно составленного программно-методического обеспечения является одним
из
важнейших
показателей
качества
образования
и
профессиональной
компетенции
тренерского состава.
Учебно-тренировочная
дополнительными
деятельность
в
общеобразовательными
ДЮСШ
реализуется
в
общеразвивающими
соответствии
с
программами,
разработанными на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным 3 общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования
РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации Министерства образования и
науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
В
МБУ
ДО
ДЮСШ
реализуются
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности по видам спорта:
армрестлинг, легкая атлетика, лыжные гонки, роуп-скиппинг, софтбол, самбо, греко-римская
борьба, детский фитнес, баскетбол, бадминтон, шашки и туризм.
Реализация образовательных программ направлена на физическое воспитание личности,
приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое
совершенствование,
формирование
культуры здорового
и безопасного
образа жизни,
укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков.
Спектр предлагаемых программ отличается разнообразием, ориентацией на социальный
заказ, развивающим характером.
Сложившаяся система работы с одаренными в спорте детьми обеспечивает возможность
им принимать активное участие в различных соревнованиях, завоевывать призовые места на
областных и всероссийских соревнованиях и выполнять нормативы спортивных разрядов.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Административно-хозяйственная деятельность направлена на создание условий для
обеспечения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности складывается:
•
из привлеченных ресурсов образовательных организаций муниципального округа
Горноуральский, на базе которых тренеры-преподаватели МБУ ДО ДЮСШ проводят учебно
тренировочные занятия
согласно договорам
безвозмездного
пользования,
договорам
о
совместной деятельности.
Каждое отделение по виду спорта имеет спортивное оборудование и инвентарь. В М БУ
ДО ДЮСШ имеются технические средства обучения: видеокамера, телевизор; разнообразная
методическая литература, включая современную литературу.
В распоряжении МБУ ДО ДЮСШ спортивные залы общеобразовательных школ
Горноуральского городского округа.
В распоряжении учреждения имеется множительная техника,
цветные принтеры;
подключение к сети Интернет, работает электронная почта, сайт учреждения. Таким образом,
обеспечивается возможность сотрудникам работать с различными электронными ресурсами.
В целом материально-техническая база М БУ ДО ДЮСШ соответствует санитарным
нормам, правилам пожарной безопасности и позволяет решать задачи обучения и воспитания.
4. Диагностика результативности освоения программы.
4.1. Оценочные и методические материалы.
Образовательный результат
Управление качеством образования является одним из ведущих направлений
совершенствования
образовательной
деятельности
учреждения.
На
основании
мониторинга фиксируется состояние качества дополнительного образования детей в
целом, прогнозируется его развитие.
Одними из показателей результативности освоения Программ являются спортивные
достижения воспитанников ДЮСШ и сохранность контингента.
Основные формы подведения итогов реализации образовательной Программы: участие в
соревнованиях,
сдача
контрольно-переводных
нормативов,
выполнение
нормативов
по
спортивным разрядам в соответствии со спецификой вида спорта.
Мониторинг
—
это
непрерывное
(систематическое)
отслеживание
состояния
и
результатов какой-либо деятельности с целью управления их качеством и повышения
эффективности. Целью мониторинга является обеспечение объективного информационного
сопровождения эффективного управления на всех уровнях и направлениях деятельности
учреждения.
Одним
из
предметов
мониторинга
в ДЮСШ
являются
образовательные
результаты.
Детско-юношеская спортивная школа как учреждение физкультурно-спортивной
направленности ежегодно сдает различные отчеты, которые включают в себя результаты
работы ДЮСШ по разным параметрам.
На основании данных отчетов и материалов, а также в соответствии с учебными
программами по видам спорта выстроилась система показателей образовательных результатов
детско-юношеской спортивной школы.
С целью диагностики успешности овладения обучающимися содержания образовательной
программы
проводится педагогическое наблюдение,
педагогический анализ результатов
тестирования, выполнения обучающимися контрольных упражнений, участия в соревнованиях,
а также регулярности посещаемости обучающимися занятий.
В ходе реализации программы используются следующие виды контроля:
- входной (проводится с целью определения начального уровня физических способностей
детей при записи в группу и на первых занятиях (беседа с ребёнком, наличие медицинской
справки, результаты контрольных упражнений, педагогические наблюдения),
- итоговый (проводится в конце учебного года с целью определения уровня физических
способностей
обучающихся
в
результате
освоения
программы:
тестирование,
контрольных упражнений по ОФП и СФП, соответствующие возрасту воспитанников).
сдача
Подведением итогов по реализации программы является участие воспитанников в
соревнованиях различного уровня (школьных, городских, областных).
Формами подведения итогов для подтверждения достоверности полученных результатов
освоения программы могут быть дневники педагогических наблюдений, протоколы сдачи
контрольных упражнений по ОФП и СФП, протоколы соревнований.
Образовательный результат — это, прежде всего, достижение ребенка. Образовательный
результат всегда есть то или иное проявление успешности или неуспешности ребенка в
конкретном виде деятельности. А мониторинг — одно из важнейших педагогических средств
предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.
4.2.
Выполнение контрольно-переводных нормативов.
В каждой дополнительной образовательной программе представлены контрольные
нормативы и упражнения, которые являются основой постоянного контроля за темпами
развития
физических
качеств
спортсменов.
Контроль
включает
педагогическое
тестирование физического состояния ребенка, его общефизической и специальной
физической подготовленности.
Комплексный
педагогический
контроль
позволяет
объективно
оценить
подготовленность юного спортсмена, обучающегося М БУ ДО ДЮСШ. При выполнении
нормативных требований по ОФП (общей физической подготовке) и СФП (специальной
физической подготовке) осуществляется перевод по годам обучения.
Документация по нормативам систематизируется по учебным годам, и также
фиксируются на последних страницах в журнале учета занятий.
4.3.
Выполнение нормативных требований по присвоению
спортивных
разрядов.
Одним из показателей работы спортивной школы является подготовка спортсменовразрядников. Присвоение спортивных званий и разрядов осуществляется в соответствии с
Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), где определены нормы,
выполнение которых необходимо для их присвоения для всех официально признанных
видов спорта.
Анализ данного показателя позволяет наблюдать за продвижением обучающегося
спортсмена (т. е. периодичностью повышения разряда).
Результаты участия в соревнованиях разного уровня (кол-во принявших
участие и количество занятых призовых мест).
Важной
составляющей
деятельности
ДЮСШ
являются
результаты
участия
воспитанников в различных соревнованиях, где они приобретают соревновательный опыт,
показывают не только свои возможности, но и результаты учебных тренировок, а также
вклад своего тренера.
На основании протоколов соревнований ведется школьная электронная база
«Достижения воспитанников ДЮСШ».
5. Методическое обеспечение
Для обеспечения качественного образовательного процесса в учреждении создана система
методической работы, обеспечивающая непрерывный профессиональный рост тренерского
состава, молодых специалистов.
Методическая работа в учреждении включает в себя:
- информационно-методические
мероприятия
(заседания
школьного
методического
объединения, индивидуальная работа с тренером-преподавателем, семинары);
-
практико-ориентированные
мероприятия
(работа
с
педагогическими
кадрами,
проведение открытых занятий, мероприятий, изучение, обобщение и внедрение передового
педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах);
- научно-методическое обеспечение (аналитическая и диагностическая деятельность,
работа Методического Совета);
- инструктивно-методические мероприятия (создание и пополнение методического фонда,
консультативная и методическая помощь тренерскому составу учреждения).
6. Требования техники безопасности в процессе реализации образовательной
программы
Во избежание травматизма при проведении занятий особое внимание уделяется
подготовке организма обучающихся к выполнению технических действий, требующих высокой
координации их исполнения, а также мест проведения занятий и дисциплине в группе.
Требования
к
инструктажу
по
техники
безопасности
Обучающиеся
должны
быть
проинструктированы об особенностях поведения в местах проведения занятий: в игровом
спортивном зале, тренажерном зале, на открытом плоскостном сооружении, в плавательном
бассейне. Тренерпреподаватель в течение всей образовательной деятельности обязан проводить
инструктаж по виду деятельности, при возникновении угрозы жизни и здоровью в процессе
жизнедеятельности обучающихся. П ервичны й инст рукт аж проводится на начало учебного
года. Тренерпреподаватель рассказывает общие сведения о месте, где будет проходить
учебнотренировочный процесс, сведения о тренировочном оборудовании, точное выполнение
заданий, порядок пребывания обучающихся на учебно -тренировочном занятии, их действия в
случае получения травмы, характерные несчастные случаи, их причины и последствия,
знакомит с режимом занятий и другими внутренними локальными актами. После вводного
инструктажа следует проверить усвоение обучающимися изложенного материала (путем
фронтального опроса). Повторны йинструктаж проводится не позже чем через 6 месяцев. В нем
затрагиваются все вопросы, перечисленные для первичного инструктажа.
Внеплановый инструктаж проводят с одним или несколькими обучающимися, иногда со
всеми. В нем рассказывается об изменении правил по технике безопасности, индивидуальных
или коллективных серьезных нарушениях правил техники безопасности; после отсутствия (по
любой
причине)
физкультурными
деятельности.
обучающегося
и
на занятии
спортивными
Внеплановый
более
мероприятиями
чем
30
календарных
(соревнованиями);
инструктаж по содержанию
дней;
при
перед
смене
вида
весьма близок к первичному
инструктажу, при этом основное внимание инструктируемого направленно к тому вопросу, по
которому произошло нарушение.
Текущий
инструктаж
проводится
тренером-преподавателем
перед
каждым
тренировочным занятием.
7 . Воспитательная и профориентационная работа по образовательной
программе
Воспитательная
раб ота
-
обязательный
аспект
образовательной
деятельности,
направленный на создание условий для полноценного развития личности обучающихся путем
обогащения воспитательной среды организуемыми событиями.
Воспитательная работа неразрывно связана с практической и теоретической подготовкой
обучающихся. Основные направления воспитательной работы:
спортивно-патриотическое воспитание;
нравственное воспитание;
спортивно-этическое;
правовое воспитание.
Спортивно-патриотического воспитание - направлено на формирование качеств
личности гражданина РФ (Уважение к государственной символике РФ (флаг, герб, гимн), таким
понятиям, как Отечество, честь и достоинство).
В
процессе
воспитательной
работы
предполагается
приобщение
обучающихся
к
отечественной истории, традициям, культурным ценностям, достижениям российского спорта.
Нравственное воспитание направлено на формирование твердых моральных убеждений,
навыков поведения человека. Наряду с семьей и общеобразовательной школой важную роль в
этом процессе играет непосредственно спортивная деятельность.
Нравственность и духовность - стержневые качества человека, которые являются
предпосылкой
осознания
обучающимися
своих
обязанностей
и
привычек
поведения.
Спортивно-эстетическое и правовое воспитание. Одной из важных задач, решаемых в процессе
воспитательной работы, является освоение норм и правил поведения, предусматриваемые
спортивной этикой.
Спортивно - этическое воспитание в занятиях с юными спортсменами осуществляется
непосредственно
в спортивной деятельности.
Поведение
спортсмена ориентируется на
конкретные этические нормы, реализуемые как в условиях избранного вида спорта, так и
спортивного достижения в целом (честная спортивная борьба).
Спортивно-этическое
и
межличностных отношений.
правовое
воспитание
неразрывно
связано
с
культурой
Усвоение спортсменом социально-правовых норм является
основой для уважительного отношения к соперникам и товарищам по команде независимо от
их национальности и вероисповедания.
Воспитательная работа в условиях образовательной деятельности, основывается на
творческом
использовании
общих
принципов
воспитания:
гуманистический
характер
воспитания; воспитание в процессе физкультурно-спортивной деятельности; индивидуальный
подход; воспитание в коллективе и через коллектив; сочетание требовательности с уважением
личности учащегося; комплексный подход к воспитанию; единство обучения и воспитания.
Воспитательную
профессиональной
работу
нельзя
деятельности
выделить
как
отдельный
тренеров-преподавателей.
Вся
от
других
деятельность
видов
тренера-
преподавателя и в ходе учебно-тренировочного занятия, и при совместном с обучающимися
проведении досуга, и на физкультурно-спортивных мероприятиях - это все есть воспитательная
работа.
Тем не менее, эффективность воспитательной работы во многом зависит от
тщательного выбора методов, средств и форм ее реализации в процессе многолетнего обучения.
Воспитательная работа всегда носит конкретный характер.
Методы
воспитания
(нравственное
положительного
делятся
просвещение);
примера;
на
группы:
формирование
стимулирование
формирование
общественного
положительных
нравственного
сознания
поведения;
использование
действий
(поощрение);
предупреждение и осуждение отрицательных действий. Формирование нравственного сознания
связано с методами словесного воздействия на личность (беседы).
Но при всем значении словесных методов, наибольшие возможности для усвоения
основных нравственных категорий заложены в самой учебно-тренировочной деятельности
обучающегося.
Эффективность
воздействия
методов
зависит
от
авторитета
тренера-
преподавателя. Тренер-преподаватель должен предусмотреть возможную реакцию коллектива
(группы). Тренер-преподаватель оказывает помощь обучающимся разобраться в себе, тактично
указать на те особенности его личности, которые могут воспрепятствовать достижению успехов
в спорте и жизни, и побудить его к самовоспитанию, а затем постоянно направлять его на
самостоятельную работу над собой. Важнейшим условием эффективной воспитательной
работы является наличие доверительного контакта, обучающегося со своим тренеромпреподавателем. Успешность воспитание обучающихся во многом определяется способностью
тренера-преподавателя повседневно
сочетать образовательные задачи
и задачи общего
воспитания. Эффективная воспитательная работа предполагает постоянное изучение тренеромпреподавателем внутреннего мира обучающегося, обстоятельств в семье, взаимоотношений с
другими обучающимися. Ведущее значение в воспитательной работе с учащимися уделяется
формированию
таких значимых
для
образовательной
деятельности нравственных
черт
личности, как воля, трудолюбие, дисциплинированность.
Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач деятельности тренерапреподавателя. Основные формы проявления этого качества - мужество, самообладание,
выдержка, упорство в достижении цели, воля к победе. Ведущим методом воспитания волевых
качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе учебно
тренировочных занятий и соревнований.
Воспитание
спортивного
трудолюбия
предполагает
формирование
способности
обучающегося к преодолению специфических трудностей, что достигается прежде всего
посредством систематического выполнения учебно -тренировочных заданий. На конкретных
примерах тренер-преподаватель убеждает обучающегося в том, что успех зависит от
целеустремленности и трудолюбия.
Спортивный
личности
коллектив
обучающегося.
нравственном,
является
В
умственном
важным
коллективе
и
фактором
обучающийся
физическом
отношении.
нравственного
развивается
Важный
формирования
всесторонне
-
в
фактор
формирования
коллективные
мероприятия;
спортивного коллектива - поддержание традиций коллектива.
Положительный
воспитательный
эффект
имеют
торжественное начало и окончание спортивных соревнований, определение пятерки лучших
обучающихся по отделениям и награждение по итогам года.
8. Ожидаемые результаты освоения программы
Модель выпускника
«Модель
выпускника»
—
ожидаемый
результат
деятельности
всех
субъектов
образовательного процесса. Это ориентир для построения учебно-воспитательного процесса,
согласования деятельности различных звеньев
и структур учреждения,
проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-мониторинговых
комплексов и т.д.
Обучающиеся, окончившие детско-юношескую спортивную школу, это выпускники:
•
программу;
освоившие избранную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
• освоившие комплексы физических упражнений;
• овладевшие навыками спортивной деятельности по выбранному виду спорта;
• имеющие соревновательный опыт;
• овладевшие основами личной гигиены и здорового образа жизни;
• знающие свои гражданские права и умеющие их реализовать;
• уважающие свое и чужое достоинство;
• обладающие высокими морально-волевыми и нравственными качествами,
самостоятельностью в принятии решений, ответственностью, коммуникабельностью, творческой
активностью;
• уважающие собственный труд и труд других людей;
• для которых значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм,
справедливость, сострадание.
Обучающиеся, прошедшие обучение в детско-юношеской спортивной школе, должны
быть лучше подготовлены к реальной жизни в обществе, обладать способностью добиваться
намеченной цели, используя цивилизованные, нравственные средства ее достижения, с
отсутствием закомплексованности, имеющие чувство собственного достоинства и умение
управлять собой.
9. Перечень информационного обеспечения образовательной программы
Перечень Интернет-ресурсов:
1. Министерство спорта РФ www.minsport.gov.ru
2. Министерство образования и науки РФ httpV/минобрнауки.рф/
3. ФГБУ «ФЦОМОФВ»- Единая информационная площадка - Физическая культура и
спорт в образовании РФ httpsy/фцомофв.рф/
4. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма www.sportedu.ru/
6. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
имени П.Ф. Лесгафта - www.lesgaft.spb.ru
7.
Центральная
отраслевая
библиотека
по
физической
культуре
и
спорту
-
http://lib.sportedu.ru/. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70608810/40/#ixzz3E1rsBXKY
Заключение
Данная образовательная программа позволяет подойти к планированию будущего как к
разработке целостной системы действий с четко определенными результатами.
Образовательная программа позволяет своевременно предупреждать возможные угрозы
достижения запланированного результата. Наличие программы дает возможность знать, кто,
когда и какие действия будет совершать, какой конечный результат должен быть получен к
определенному времени.