Программа ДООП Увлекательные шашки

Управление образования Администрации Горноурапьского
городского округа
t

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»

Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО ДЮСШ
Протокол № 1 от 09.09.2024

Утверждаю:
МБУ ДО ДЮСШ
А.О. Мещерских
5-У от 09.09.2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОИ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ШАШКИ»

Уровень программы: ознакомительный
Возрастная адресация: 5-7 (8) лет
Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:
Перминова Наталия Ивановна старший инструктор-методист
МБУДОДЮ СШ

Горноуральский городской округ
2024 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.

5.

Наименование раздела
Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Цель и задачи Программы
Планируемые результаты
Нормативная часть Программы
Содержание Программы
Выписка из Шашечного кодекса России
Календарный образовательный (учебный
график)
Учебно-тематический план первого и второго
годов обучения
Содержание Программы первого года обучения
Содержание Программы второго года обучения
Организационно-педагогические условия и
материально-техническое обеспечение
Программы
Рабочая программа воспитания и календарный
план воспитательной работы
Список литературы

2

Страница
3
3
4
5
6
10
10
12
12
15
16
17

19
23

1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования
«Увлекательные Шашки» (далее - Программа) физкультурно-спортивной
направленности, развивает логическое мышление дошкольников посредством
игры в русские шашки.
Уровень освоения программы - стартовый.
Нормативно-правовым основанием для разработки Программы являются
следующие документы:
> Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
^ постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
> Приказ Министерства Просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
> Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с
каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных
учреждений стоит непростая задача - построить свою работу так, чтобы она
не только соответствовала запросам общества, требованиям ФГОС ДО, но и
обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного
периода детства. Одно из направлений повышения качества дошкольного
образования: дополнительное образование детей. Концептуальной основой
программы являются взгляды В. А. Сухомлинского: «Без шашек нельзя
представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Игра в шашки должна войти в жизнь детского сада как один из элементов
культуры. Речь идет именно о дошкольном детстве, где интеллектуальное
развитие занимает особое место, требует специальных форм и методов
работы».
Актуальность программы в том, что обучение игре в шашки помогает
многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, расширяет круг
общения, возможности полноценного самовыражения и самореализации,
способствует преодолению замкнутости и обретению друзей, развитию
логического мышления, способностей к анализу и обобщению, т. е.
3

содействует формированию личности ребенка. Занятия шашками в детском
саду положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления,
начальных форм волевого управления поведением.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
в ходе реализации программы решаются задачи всестороннего образования
дошкольников в познавательной деятельности. Интеграция разных видов
деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного
развития базовых способностей детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными возможностями. На занятиях поддерживается устойчивый
интерес дошкольников
к знаниям,
формируется
стремление
к
совершенствованию, прививаются навыки общения. Ведущую роль в
обучении играет деятельность дошкольников, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Новизна программы в широком использовании занимательного
материала, включении в занятия игровых ситуаций, игровых упражнений.
Важнейшее место отводится игре в шашки. Обучение игре в шашки
проводится организованно в максимально простой и доступной форме.
Большое значение при изучении шашечных комбинаций имеет игровая
деятельность на занятии. Процесс игры для детей дошкольного возраста —
это эмоциональный толчок обретения знаний.
Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу.
Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа
минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности.
Каждое задание необходимо пережить и прочувствовать, только тогда
сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного,
максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения
детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с
привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию
самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого
и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и
обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
В совместной деятельности используется прием комментированной
игры. В процессе обыгрывания комбинаций и самой игры ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свои ходы,
комбинации. Выполняя практические действия, дошкольники способны
4

усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря
детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
Для занятий подбираются комбинации, сюжеты близкие опыту ребенка,
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить
первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных способах
игры в шашки, проигрывают дидактические игры, направленные на развитие
логического мышления.
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».
Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме,
количестве предметов и их пространственном расположении.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
Использование физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики,
работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Программа
предусматривает
обязательное
ведение
учета
индивидуальных достижений юных спортсменов, что определяет обратную
связь, позволяющую иметь полную информацию по каждому ребенку и по
каждому занятию.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы - создание условий для развития интеллектуально творческой, одаренной личности через занятия шашками, раскрытие
умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности
детей и их физического развития.
Задачи:
Обучающие:
S
обучить дошкольников основам шашечной игры;
S
формировать у детей умение применять полученные знания на
практике.
Развивающие:
S
развивать умственные способности детей: логическое мышление,
умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление;
S
развивать способности логически мыслить, анализировать
жизненную ситуацию, поощрять стремление детей к самостоятельности.
Воспитательные:
•S воспитывать нравственные и волевые качества дошкольников;
•S воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость,
внимательность, уверенность, волю, трудолюбие.

кодексом;

1.3.Планируемые результаты.
К концу обучения дети должны:
познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным
5

- научиться простейшим комбинационным идеям в середине игры 1-2
хода;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- уметь реализовывать материальный перевес в одну шашку и более: при
численном преимуществе, как простейшее средство достижения победа размен;
- знать простейшие дебютные схемы: «отыгрыш» белыми и черными
(первые 5-6 ходов);
- начальные ходы дебютных систем: «кол», «тычок»;
- уметь реализовать нормальные окончания квадрат, четыре дамки
против одной;
- знать основы композиционной игры;
- овладеть навыками поведения в коллективе культурой общения;
аккуратностью;
- быть уважительным отношением к партнеру.
Механизм оценивания образовательных результатов:
- Участие обучающихся в соревнованиях различного ранга;
- Педагогическое наблюдение;
- Определение уровня эрудиции детей.
Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в
одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к
практическим занятиям и оценке их выполнения.
Формой проведения итогов реализации программы является оценка
результативности детей в соревнованиях различного уровня.
Примечание. Обучающиеся, проявившие стойкий интерес к занятиям и
показывающие хорошие способности в усвоение образовательной
программы, могут быть переведены на второй год обучения и продолжить
занятия по индивидуальному учебному плану.
К концу обучения по Программе ребенок может:
- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным
кодексом;
- научиться простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода,
познакомиться с кодексом новичка;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при
численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы размен;
- знать простейшие дебютные схемы: ход сд 4 - развитие левого фланга
белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5 -6 ходов);
начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;
- уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против
одной;
- знать основы композиционной игры;
6

- овладеть навыками поведения в коллективе: культурой общения,
аккуратностью, уважительным отношением к товарищу.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
участие детей в конкурсах всероссийского, регионального, муниципального
уровней и внутри дошкольной образовательной организации, проведение
шашечных турниров и интеллектуальных викторин среди детей, а также
приглашение родителей на открытые занятия.
Для успешной реализации программных задач предусматривается
взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы
работы:
S Беседы.
•S Консультирование.
S Мастер-классы.
•S Семинары-практикумы.
•S Анкетирование.
S Участие в проведение отборочных туров по шашкам.
S Развлечение «Шашечный бал».
S Участие во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам «Чудо шашки».
S Продуктивная деятельность по теме «Шашечные забавы» (совместно
родители, дети, педагоги).
S Организация дидактических, настольно-печатных, словесных,
подвижных игр с применением шашечной терминологии.
S Участие в соревнованиях по шашкам в ГГО в течение года.
•S Приглашение на мастер-классы спортсменов и тренеров МБУ ДО
ДЮСШ ГГО.
2. Нормативная часть Программы
Возраст детей - воспитанники 5-7(8) лет.
Срок реализации Программы - 2 года.
Объем Программы - 72 часа в год.
Формы и режим занятий - занятия два раза в неделю подгруппами от 6
до 10 человек, продолжительностью 30 минут, из них: 25 минут для
воспитанников 5-6 лет, 30 минут - для воспитанников 6-7 лет.
При проведении занятия по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе педагог придерживается принципов
организации деятельности с разновозрастной группой. Занятия проводят со
ступенчатым началом или окончанием образовательной деятельности, чтобы
его продолжительность соответствовала возрасту ребёнка.
Образовательная деятельность проводится вариативно:
по одному разделу программы индивидуальные задания даются с
учётом возраста ребенка;

7

- проходит одновременно у всех, но каждая группа выполняет свои
задания;
- занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых
одна подгруппа работает с тренером-преподавателем, а вторая выполняет
самостоятельную работу.
В спортивную группу зачисляются дети с разным уровнем общего
развития.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Работа с дошкольниками определяется психологическими возрастными
особенностями, в связи, с чем основным методом работы в этом возрасте
является игровая деятельность, направленная развитие личности ребёнка, его
организованности, умения работать в группе, принимать правила, проявлять
самостоятельность.
Принцип отбора содержания: каждый раздел делится на два блока теоретический и практический. Теоретическая работа с детьми проводится в
форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора
партий известных шашистов. Практические занятия также разнообразны по
своей форме - это сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по
решению задач, этюдов, итоговые занятия, турниры, игры с загадками и
другое.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.
Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс
анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут
быть как:
- точные - теоретические;
- типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
- фрагменты из партий - различное игровое содержание;
- этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
- оперативной памяти;
- оперативного мышления;
- функции внимания;
- восприятия;
Основные формы и методы обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный; иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
8

- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач,
этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Формы и методы реализации Программы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- игровая деятельность;
- конкурсы решения;
- турнирная практика;
- разбор партий;
- работа с компьютером.
Средства реализации программы:
- учебно-методические планы;
- методические указания и методическое обеспечение программы;
- сборники задач;
- шашечная литература.
Теоретическая работа с детьми проводиться в форме бесед, анализа
сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и
сеансы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений
на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются
результатом участия детей в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шашек излагается в
развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими
вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного
шашиста.
Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ, самостоятельное комментирование или с педагогом
- основной путь совершенствования. Учить на практических партиях детей это значит решать их реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
- процесс взаимного обогащения - педагог учит и учится сам от ученика;
- понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане
продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития,
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шашистов
надо учить одному и тому же, но по-разному. Такой подход обеспечивает
овладение важнейшими тактическими навыками: умение объективно
оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать
наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.
Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс
9

анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут
быть как:
- точные-теоретические;
- типичные-классификация по стратегическим или тактическим признакам;
- фрагменты из партий - различное игровое содержание;
- этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
- оперативной памяти;
- оперативного мышления;
- функции внимания;
- восприятия;
Оценочной функции.
Формы и методы реализации Программы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- игровая деятельность;
- конкурсы решения;
- турнирная практика;
- разбор партий;
- работа с компьютером.
Средства реализации программы:
- учебно-методические планы;
- методические указания и методическое обеспечение программы;
- сборники задач;
- шашечная литература.
3. Содержание Программы
3.1. Выписка из Шашечного кодекса России
1. Правила игры не могут охватить все возможности ситуации, которые
возникают во время игры, и также не могут предусмотреть все
организационные вопросы. Правила исходят из того, что арбитры (судьи)
достаточно компетентны, обладают благоразумием и абсолютно объективны.
Излишне подробное правило могло бы лишить арбитра свободы суждения и
помешать ему принять решение, основанное на справедливости, логике и
учете конкретных условий.
1. Затронул шашку - ходи (исключение в том случае, если нужно рубить
другой шашкой). Если затронул несколько шашек, то ход нужно делать той,
за которую взялся первой!
2. Рубить обязательно! «зафуков» не существует! Рубить можно
шашкой или дамкой любое возможное количество шашек. В случае
возможности рубить в 2 стороны - выбор направления за участником.
10

3. Отпустил руку от шашки или дамке - ход сделан (исключение в том
случае, если нужно рубить другой шашкой).
4. Если делаешь ход и не отпускаешь руку от шашки или дамки, то
можно ей же сделать ход в другую сторону (исключение в том случае, если
нужно рубить другой шашкой).
3. Ничейные окончания
1.
Если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против
одной дамки противника, своим 15-м ходом (считая с момента установления
соотношения сил) не возьмет дамку противника;
2. Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось
соотношение сил (т. е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала
дамкой) на протяжении:
- в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов,
- в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов,
- в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов.
3.
Если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и
простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки,
находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться
выигранной позиции;
4. Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не
передвигая простых шашек и не производя взятия;
5. Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то
же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и
той же стороной.
4. Неправильности при ведении партии
1.
После окончания партии никакие претензии не принимаются, и ее
результат считается действительным.
Примечание. По правилам Всемирной шашечной федерации (ФМЖД), если
игрок совершил одно из следующих нарушений:
- сделал неправильный ход шашкой или дамкой,
- тронул одну из своих шашек и ход сделан другой,
- взял ход обратно,
- сделал ход шашкой соперника,
- сделал ход шашкой, когда возможно взятие,
- снял без причины шашки соперника или свои шашки,
- взял шашкой меньшее или большее количество шашек, чем это
возможно,
- остановился в осуществлении последнего взятия,
- неправильно снял шашки во время еще незаконченного последнего
взятия,
- снял после окончания последовательного взятия меньшее или большее
число шашек, чем побито,
- снял после последовательного взятия шашки, которые не были побиты,

11

- остановился в процессе снятия шашек после последовательного взятия,
- снял после взятия одну или несколько собственных шашек, то только
партнер имеет право решить, исправлять ли эту ошибку или нет. Если же
партнер сделал ответный ход, то он теряет право требовать исправления.
3.2. Календарный образовательный (учебный) график
Таблица 1

Календарный образовательный (учебный) график

Содержание

Возрастные группы

От 5 до 7 (8) лет
сентябрь - май
36 недель

Календарная
продолжительность
учебного процесса
60 мин.
Объем недельной
образовательной
нагрузки (в час.)
Количество сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март шрель май
занятий в
8
8
8
8
8
8
8
8
8
месяц
1Д
1Д
7У
8У
8У
8У
8У
8У
8У 8У
7У
Сроки
11.09.2024 -15.09.2024
проведения
22.04.2025 -26.042025
мониторинга
Праздничные J6.11.2024; 01-07.01.2025; 23.02.2025; 08.03.2024; 01-03.05.2025; 09­
дни
10.05.2025
Диагностический период (Д); Учебный период (У)
Примечание
3.3.
Учебно-тематический план
первого и второго годов обучения
Темы разделов интегрируются друг с другом. На одном занятии могут
быть задания из разных разделов программы.
Таблица 2

Учебно-тематический план
первого года обучения
№
п/п

1.

Наименование
разделов

Шашечная доска.

В том числе

Общее
количество
часов

теоретические

практические

4

2

2

12

2.
3.
4.

5.
6.

7.
8.
9.
10.

11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

Строение доски.
Правила поведения
при игре в шашки.
3. Вводный
мониторинг
Ходы и взятие
шашек.
Повторение.
Закрепление.
Цель и результат
шашечной партии.
Общие принципы
разыгрывания
партии.
Понятие о
шашечном турнире.
Игровая практика.
Анализ игровой
практики.
Промежуточная
аттестация
(тестирование)
Дамка против
простых шашек.
Тактические
приемы и
особенности их
применения.
Понятие о
комбинации
Игровая практика.
Особенности хода
дамки.
Форма итоговой
аттестации. Турнир
Всего

2

2

0

2

0

2

8

0

8

4

2

2

12

0

12

2

2

0

4
4

0
0

4
4

2

0

2

4

0

4

4

0

4

4

0

4

10
4

0
0

10
4

2

0

2

72

8

64

Учебно-тематический план
Второго года обучения
Таблица 4

13

№
п/п

1.

2.
3.
4.

5.

6.
7.
8.

9.

10.
11.

12.

13.

В том числе

Наименование
разделов

Общее
количество
часов

теоретические

практические

Введение.
Элементы
стратегии
шашечной игры
(теория и
практика).
Шашечная
терминология.
Вводный
мониторинг.
Тактика окружения.
Использование
отсталых и
изолированных
пешек.
Практическое
закрепление
материала
Шашечная
комбинация
Игровая практика
Способы
нахождения и
подготовки
шашечной
комбинации
Промежуточная
аттестация
(тестирование)
Способы защиты.
Закрепление.
Практическое
закрепление
материала.
Анализ учебный
партий, игровая
практика.
Общие принципы
разыгрывания
партии.

4

2

2

2

2

0

2

0

2

4

0

4

4

0

4

4

4

0

4
4

0
0

4
4

2

0

2

4

2

2

4

0

4

4

0

4

6

2

4

14

14.
15.
16.
17.
18.

Атака и защита.
Особенности хода
дамки.
Дамка против
простых шашек.
Игровая практика.
Форма итоговой
аттестации.
Турнир.
Всего

4
4

0
0

4
4

4

0

4

10
2

0
0

10
2

72

12

60

3.4. Содержание Программы
первого года обучения
1. Ш аш ечная доска. Строение доски.
Теория: Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и
развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка.
Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении
шашек.
Практика: Расстановка начальной позиции шашек на доске.
2. П равила поведения при игре в шашки.
Теория: Основа успешной партии - правильное поведение во время игры.
Основные правила.
3. Вводный мониторинг.
4. Ходы и взятия шашек. Повторение. Закрепление.
Теория: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по
маршруту, ограничение подвижности шашек.
Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной
доске.
5. Цель и результат шашечной партии.
Теория: Способы защиты, открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму
хода. Выигрыш, ничья.
Практика: Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.
6. Общие принципы разы грывания партии.
Практика: Анализ учебных партий, игровая практика.
7. Понятие о шашечном турнире.
Теория: Шашечные турниры, цель, правила поведения.
8. Игровая практика.
Практика: Тренировочные партии.
9. Анализ игровой практики.
Практика: Турнир по шашкам.
10. Промежуточная диагностика.
15

Практика: Проведение промежуточных итогов обучения во время занятий,
оценка успешности, продвижение обучающихся (тестирование). 11. Дамка
против простых шашек.
Практика: Умение использовать дамку против простых шашек.
12. Тактические приемы и особенности их применения. Решение
тестовых позиций.
Практика: Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое
нападение. Тактические удары, применение в игровой практике.
13. Понятие о комбинации.
Практика: Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих
тактические удары.
14. Игровая практика.
Практика: Тренировочные партии.
15. Особенности хода дамки.
Практика: Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные
упражнения.
16. Форма итоговой аттестации.
Практика: турнир по шашкам.

3.5. Содержание Программы
второго года обучения
1. Введение. Элементы стратегия шашечной игры.
Теория: Значение общего плана игры в партии.
Практика: Тренировочные партии.
2. Ш ашечная терминология.
Теория: Шашечная терминология, использование в игре шашечной
терминологии.
3. Вводный мониторинг.
4. Тактика окружения. Использование отсталых и изолированных
пешек.
Практика: Тактика окружения (охвата) неприятельских сил, принципы
правильного и последовательного окружения центральной позиции.
Окружение как защитительная тактика.
5. Практическое закрепление материала. Игровая практика.
6. Ш ашечная комбинация.
Теория: Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное
содержание комбинации. Как изучать технику проведения комбинаций.
7. Игровая практика.
Практика: Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнение на
выигрыш в различное количество ходов.
8. Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации.
16

Практика: Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации путем
сочетания её мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения
комбинаций.
9. Промежуточная аттестация.
Практика: Тестирование.
10. Способы защиты. Закрепление.
Теория: Способы защиты, открытие двойного хода. Обучение алгоритму
хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья.
Практика: Упражнение на выигрыш в различное количество ходов.
11. Практическое закрепление материала. Игровая практика.
12. Анализ учебных партий, игровая практика.
Практика: Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы
разыгрывания партии.
13. Общие принципы разы грывания партии.
Теория: Понятия о шашечном турнире. Правила поведения при игре в
шашки.
Практика: Анализ учебных партий, игровая практика.
14. Атака и защита.
Теория: Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для
начала атаки. Когда начинать атаку.
Практика: Тренировочные партии.
15. Особенности хода дамки.
Практика: Упражнения на выполнения ходов «дамкой». Тренировочные
упражнения.
16. «Дамка» против простых шашек.
Практика: Умение использовать дамку против простых шашек.
17. Игровая практика.
Практика: Тренировочные партии.
18. Форма итоговой аттестации.
Практика: Турнир по шашкам.

4. Организационно-педагогические условия и материально-техническое
обеспечение Программы
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы
заключаются в индивидуальном подходе к обучению ребенка.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два важных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым
юным шашистом с учетом личных особенностей. Во-вторых, учитываются
знания условий жизни каждого ребенка, что важно в процессе обучения.
Материально-технические условия реализации программы: кабинет для
занятий соответствует санитарным нормам и оснащен необходимым
современным мультимедийным оборудованием, а также шахматными
17

досками с набором шахматных фигур, демонстрационными досками с
набором магнитных фигур, шахматными часами.
Информационное обеспечение - стенды: «Информационный уголок»,
«Чемпионы мира по шахматам».
Учебно-методическое обеспечение - шахматная программа, видеокурсы:
«Шах и мат», «Русская шахматная школа», видеокурс гроссмейстера
Калиниченко Н.М.
Учебные пособия по шахматам для педагога и обучающихся.
Методическое и информационное обеспечение. Занятия включают
организационную и практическую части.
Организационная часть
обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и
иллюстраций.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых
определенные представления и практические умения в продуктивной
деятельности и в оказании помощи детям в освоении дополнительной
образовательной программы.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка дошкольника в рамках его траектории развития при реализации
дополнительной программы дошкольного образования являются:
S наличие у родителей программы посредством сайта детского сада;
S информирование родителей о соответствии развития ребенка
задачам, поставленным в дополнительной программе, которые сообщаются
родителям в процессе индивидуального общения (в сентябре и мае) и
фиксирование в индивидуальных картах развития ребёнка.
Контрольно-измерительные материалы:
тесты по тактике для
шахматистов.
Таблица 5
Материально-технического обеспечения Программы
Доска
магнитная

Часы

Стол

750*1000 (комбинированная) Рабочая
поверхностьстальной эмалированный лист, зеленого
цвета под мел
и белого цвета под фломастер. Возможность
крепления к поверхности магнитами
рисунков.
Размер: 20 х 12.5 х 5.5 см., кварц Модерн классические кварцевые аналоговые часы,
батарейка в комплекте, вес: 385 гр., цвет:
чёрный.
детский 2-местный на регулируемых ножках.
Фанера термостойкая, лак, натуральная
древесина.,120*50*46 - 58см)
18

шт

1

шт

4

шт

14

Стульчик
Стол
письменый
2-х
тумбовый,
по 3
выдвижных
ящика
Пенал для
документов
размер

Шкаф для
документов

Кресло

Стул

детский 2,4 ростовой группы, фанера
термостойкая, лак, натуральная древесина.
размер 1600*680*740 мм. Материал ЛДСП,
облицованной меламиновыми пленкой.
Торцы деталей обработаны кромкой ПВХ
толщиной 2 мм и 0.6 мм.
Мебель собрана на эксцентриковых стяжках.
Цвет черный

шт

16

размер 400*620*1990 мм., с верхними
открытыми полками - 3 шт, нижние две
полки с глухой дверью.
Материал ЛДСП, облицованной
меламиновой пленкой. Торцы деталей
обработаны кромкой ПВХ толщиной 2 мм и
0.6 мм. Мебель собрана на эксцентриковых
стяжках. Цвет черный
800*420*1990 мм, закрытый, одна дверь с
замком.
Материал ЛДСП, облицованной
меламиновой пленкой. Торцы деталей
обработаны кромкой ПВХ толщиной 2 мм и
0.6 мм. Мебель собрана на эксцентриковых
стяжках. Цвет миланский орех.
каркас металлический, окраска-полимерно
порошковое покрытие, регулируемый по
высоте, с подлокотниками, сидение, спинкаполумягкие, мебельная тканевая основа
для посетителей, каркас металлический,
пластиковые заглушки, сиденье и спинка
тканевая основа, черного цвета

шт

1

шт.

2

шт.

1

шт

6

1

5. Рабочая программа воспитания и календарный план
воспитательной работы
Актуальность программы. Воспитание - деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
19

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде. Адресат программы - все группы обучающихся, а также их родителей
(законных представителей) детского объединения «Играем в шашки».
Цель
воспитания
создание
условий
для
формирования
социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой
личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также
духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитания:
S способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; развивать систему
отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной
деятельности;
S способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
S формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
•S активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
S проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
S проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
S оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык
и общие интересы.
Работа с коллективом обучающихся:
S формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
S обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
S развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно -полезной
деятельности;
•S воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
Работа с родителями:
S организация системы индивидуальной и коллективной работы
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
20

S содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение
родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и
проведение мастер классов, открытых занятий в течение учебного года).
Таблица 6

Календарный план воспитательной работы

№
п/п

1.

Название
мероприятия, события

Направления
воспитательной работы

День открытых дверей
в объединении.
Творческая
мастерская
Беседа
«Вредные привычки и
их последствия»
Конкурсная
программа
«Профилактика
простудных
заболеваний»
Посиделки
«В гостях у дедушки
Мороза»
Игровая программа
«Взаимопомощь - это
важно!»
Просмотр
мультфильмов
«Всемирный День
доброты»
Игра-викторина
«Правила дорожного
движения»
Всемирный день
здоровья. Игры на
свежем воздухе
Я - юный шахматист!

Воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству
Здоровьесберегающее
воспитание

10.

Соревнования по
шахматам. Практика

11.

Мои творческие
достижения

Формирование
коммуникативной
культуры
Воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству
21

2.
3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.

Здоровьесберегающее
воспитание

Воспитание семейных
ценностей
Нравственное и
духовное воспитание
Нравственное и
духовное воспитание
Интеллектуальное
воспитание
Здоровьесберегающее
воспитание
Творческий отчет

Форма
проведе
ния

Сроки
проведения

В
рамках
занятия

сентябрь

В
рамках
занятия
В
рамках
занятия

октябрь

В
рамках
занятия
В
рамках
занятия
В
рамках
занятия

декабрь

В
рамках
занятия
В
рамках
занятия
В
рамках
занятия
В
рамках
занятия
Детское
портфолио

ноябрь

январь
февраль

март
апрель
май
июнь
июль

12.

Мое лето

Самоподготовка

22

-

август

Список литературы
I. Нормативно-правовые и иные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-Ф3.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №
599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года».
II. Основная литература
1. Герцензон Б.М., Напреенков А.А. Шашки - это интересно. Учеб.
шашечная игра; Литература. 2006. - 250 с.
2. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. - М.: Физкультура и спорт,
2015. - 72 с.
3. Егоров А.П. Как научить играть в шашки? - М: Чистые пруды, 2005. 198 с.
4. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. - Ростов н/Д: Феникс,
2013. - 160 с.
5. Погрибной В.Я., Юзюк В.К. Шашки для детей. - 2010. - 137 с.
6. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. - М.: Физкультура и спорт, 2014. 348 с.
7. Романчук О.А. Юному шашисту, - М: Просвещение, 2009. - 250 с.
8. Цирик З.И. Шашечный эндшпиль. Учебник по шашечным окончаниям Черкасса. 2010. - 183 с.
9. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп.
- Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 137 с.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».