ДООП АРМРЕСТЛИНГ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»

Согласована
Педагогическим советом
МБУ ДО ДЮСШ
от 21.10.2021 г. протокол №3

Утвеожявп».

АРМРЕСТЛИНГ
дополнительная образовательная общеразвивающая
программа физкультурно - спортивной
направленности
возраст обучающихся - от 7 до 17 лет
срок реализации программы 1 год
(срок освоения программы может быть увеличен до 2 лет
на основании Приказа Минспорта России от 15.11.2018 № 939)

Автор-составитель:
Великсар Ирина Николаевна
заместитель директора
МБУ ДО ДЮСШ

Горноуральский городской округ
2021

Содержание
1. Пояснительная записка.................................................................................................. 3
2. Учебно-тематический п л ан ...........................................................................................7
3. Содержание программы................................................................................................ 9
4. Список литературы.................................................................................................... 12

2

1. Пояснительная записка
Рукоборство всегда являлось неотъемлемой частью культур многих народов
и одним из традиционных способов выявления сильнейших. Существуют
различные легенды про этот прекрасный, древний и в то же время молодой вид
спорта.
Армрестлинг (Борьба на руках; от англ. Arm sport, arm wrestling, где arm предплечье) - вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки
соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и
ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является
прижатие руки противника к поверхности.
Несмотря на то, что армрестлинг не является олимпийским видом спорта,
борьба на руках обладает большой популярностью во многих частях света.
Является древнейшим видом спорта, который был возрождён в 1960-е годы
в США. В сентябре 1962 года в г. Петалума, штат Калифорния был проведён
первый чемпионат мира по ристрестлингу - так была названа эта борьба
(англ. wrist-restling, дословно - «борьба запястьями»).
Стремительный рост популярности армрестлинга во всем мире приводит к
появлению все новых и новых его поклонников. Интерес к рукоборью ис­
пытывают не только спортсмены, но и люди, далекие от спорта. Любой из нас,
независимо от возраста и пола, наверняка, любит померяться силами с
соперником и хотел бы выйти к борцовскому столу.
В 1990-х годах этот спорт получил распространение и в России. Благодаря
регулярным победам на чемпионатах мира и Европы Россия закрепила
лидирующее место в этом виде спорта.
Успех в армрестлинге, как и в любом виде борьбы, состоит из многих
составляющих, это сила, скорость, выносливость, техника и тактика. Но
приоритет все-таки принадлежит силе. Без хороших силовых данных ни
филигранная техника, ни скорость не принесут не какого результата.
Сила - это тренировка с большими весами, статические нагрузки. Чем с
большими весами ты тренируешься, тем сильнее ты становишься.
На сегодняшний день, армрестлинг является одним из самых динамично
развивающихся силовых видов спорта.
Армрестлинг - честный спорт сильных.
Актуальность данной программы - в обеспечении
двигательной
активности детей, улучшении самочувствия, состояния здоровья, коррекции
телосложения, достижения физического и психического комфорта.
Цели и задачи
Цель: Сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование
физических качеств и двигательных способностей, формирование красивого
телосложения, улучшение физической подготовленности и физического развития
посредством занятий армрестлингом.
з

Образовательные задачи:
- изучение истории и терминологии армрестлинга;
- изучение основ анатомии и физиологии;
- изучение правил соревнований армрестлинга;
- изучение правил гигиены и питания, витаминизации и закаливания.
Развивающие задачи:
- развитие общефизической подготовленности, дыхательной системы,
сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного и костно­
связочного аппарата;
- развитие двигательных качеств: силы, силовой выносливости, скоростно­
силовых, общей выносливости, координации, гибкости;
- формирование правильной осанки, пропорционального телосложения,
увеличение силы и мышечного объема;
- обучение основным приемам техники армрестлинга.
Воспитательные задачи:
- воспитание у подростков желания самостоятельно заниматься
физической культурой и спортом, сознательно применять полученные знания в
целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- расширение сферы спортивно-культурных контактов детей и подростков,
занимающихся в объединении.
Срок реализации дополнительной
программы по армрестлингу - 1 год

образовательной

общеразвивающей

Группы комплектуются по желанию обучающихся на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) в возрасте от 7 лет,
имеющих медицинский допуск для занятий армрестлингом. Допускается
формирование разновозрастных групп.
В группе СО годовая нагрузка составляет 144 часа (36 учебных недель).
Недельный тренировочный цикл предусматривает нагрузку - 4 академических
часов.
Учебное занятие состоит из двух-трех часов. Продолжительность
одного учебного занятия - 45 мин. с перерывом 5 мин. для отдыха спортсменов.
Структура занятия состоит из трех частей:
1. подготовительной (разминочный комплекс, ОРУ);
2. основной (атлетическая тренировка на основные и дополнительные
мышечные группы, армрестлинг, ОФП);
3. заключительная (упражнения на расслабление и растяжку, упражнения в
парах, подтягивания, висы).
Форма занятий - групповая.
4

Материальное обеспечение программы.
Для эффективного обеспечения образовательной программы необходимо:
учебный
кабинет,
соответствующий
санитарно-гигиеническим
требованиям к данному виду деятельности и техники безопасности;
- Армстолы - требуется 2 единицы на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Брусья гимнастические (параллельные) - требуется 1 единица на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Штанга (гриф, втулки, диски различной массы, замки) - требуется 1 единица на
группу, используется 100% времени реализации программы;
- Весы медицинские напольные (разновидность - электронные) - требуется 1
штука на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Гантели - требуется 9 пар на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Гиря спортивная - требуется 10 штук на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Скамья гимнастическая - требуется 1 единица на группу, используется 100%
времени реализации программы;
- Канат - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Эспандер кистевой - требуется 5 штук на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Скамья для жима лежа с подстраховкой - требуется 1 единица на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Перекладина гимнастическая (турник) - требуется 1 штука на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Подставка для ног - требуется 2 единицы на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Секундомер - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Гимнастическая стенка (или шведская стенка) - требуется 2 единицы на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Эспандер лыжника - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени
реализации программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Критерии и формы отслеживания качества знаний, умений и навыков
__________________ обучающихся в течение года____________________
Формы опенки
№
Наименование
п/п
результатов
Должны знать:
1.

Правила поведения и технику безопасности
на занятиях в тренажерном зале, оказание
первой медицинской помощи

Опрос, самоконтроль,
практическое занятие
5

2.

Основные санитарно-гигиенические
требования на занятиях
Профилактику травматизма и заболеваний
при занятиях спортом

Наблюдение
Опрос

3.

Историю развития армрестлинга в России и
за рубежом

Опрос, теоретическое
занятие

4.

Основы самоконтроля

Ведение дневника
самоконтроля

5.

Основы планирования спортивной
тренировки

Совместное с тренером
составление плана
подготовки

6.

Правила соревнований, основы их
организации и проведения

Участие в соревнованиях

Должны уметь:
1.

Правильно выполнять упражнения на
тренажерах

2.

Развивать физические качества
Практические занятия,
самостоятельно и под руководством тренера- наблюдение, выполнение
преподавателя
контрольных нормативов

3.

Выполнять приемы самомассажа

4.

Выполнять страховочные действия, работать Практические занятия,
в парах
наблюдение

Практические занятия,
наблюдение

Практические занятия

Ожидаемый конечный результат по итогам реализации программы
первого года обучения на этапе начальной подготовки:
- освоение всех разделов программы первого года обучения на этапе
начальной подготовки;
- успешная сдача промежуточных и итоговых контрольных нормативов;
- овладение техникой выполнения упражнений;
- повышение уровня физической подготовленности обучающихся.
Диагностика эффективности и реализации программы:
Данная программа носит системный характер. Она включает в себя
проверку теоретических знаний и контроль уровня развития физических качеств
обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы первого года
обучения на этапе начальной подготовки
Промежуточный контроль:
- теоретические знания (тесты, викторины, устный опрос);
- практические навыки, умения (наблюдение, сдача контрольных
нормативов по ОФП на развитие физических качеств).
6

Итоговый контроль:
- теоретические знания (тесты, викторины, устный опрос);
- практические навыки, умения (наблюдение, сдача контрольных
нормативов по ОФП на развитие физических качеств, участие в спортивных
соревнованиях).
Контрольно-переводные нормативы на этапе спортивного оздоровления
№
Уровень
Упражнение
Количество раз
п/п

1.

2.

3.

Подтягивание

Отжимание от брусьев

Приседание

10

Очень высокий

8

Высокий

6

Средний

5

Очень высокий

4

Высокий

3

Средний

20

Очень высокий

17

Высокий

8

средний

7

2.Учебно-тематический план
№
п/п

Тема занятия

Теоретическая подготовка

Количество часов
Теория
17

1.

Инвентарь, оборудование, места занятий. Правила
поведения и техника безопасности на занятиях в
тренажерном зале

1

2.

Санитарно-гигиенические требования при
проведении занятий. Профилактика травматизма и
заболеваний при занятиях спортом

1

3.

Краткий обзор развития армрестлинга в России и за
рубежом

1

4.

Краткие сведения о строении и функциях
организма человека

1

5.

Влияние физических упражнений с отягощениями
на организм занимающихся

1

6.

Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена

1

7.

Врачебный контроль, самоконтроль

1

8.

Оказание первой помощи, основы спортивного
массажа

1

9.

Основы общефизической подготовки спортсменов
в армрестлинге

1

10.

Основы начальной системы тренировки в
армрестлинге

1

11.

Основы базовой системы тренировки в
армрестлинге

1

12.

Основы статической системы тренировки в
армрестлинге

1

13. Планирование спортивной тренировки
14.

Краткие сведения о физиологических основах
спортивной тренировки

15. Психологическая подготовка
16.

Правила соревнований. Их организация и
проведение

17. Зачетные требования по теоретической подготовке

Практика

1
1
1
1
1

Общая физическая подготовка

76

16. Общеразвивающие упражнения без предметов

30
8

17. Общеразвивающие упражнения с предметами

16

18. Легкая атлетика

10

19. Спортивные игры

10

20. Подвижные игры

10

Техническая подготовка

43

21. Упражнения с отягощением на ремне

5

22.

Тяга штанги. Сгибание рук в запястьях со штангой,
хват сверху

4

23. Приседание со штангой на плечах

2

24. Сгибание пальцев на тренажере

3

25. Имитация борьбы на горизонтальном блоке

6

26. Упражнения с односторонней гантелью

6

27. Постановка индивидуальной техники борьбы

10

28. Ударный метод развития взрывной силы мышц

3

29. Избирательная тренировка отдельных мышц

2

30. Спарринг (учебная борьба)

2

Прием контрольных нормативов

8

Итого за год:

17
Всего:

127
144 часа

9

3. Содержание программы
I. Теоретическая подготовка
Инвентарь, оборудование, места занятий. Правила поведения на занятиях,
дисциплина. Техника безопасности на занятиях, дистанция, страховки.
Санитарно-гигиенические требования к спортивному залу для занятий
армрестлингом. Расписание занятий, спортивная форма, подготовка инвентаря и
оборудования. Профилактика травм, страховочные способы безопасного
выполнения упражнений.
История развития армрестлинга в России и за рубежом.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Влияние физических упражнений с отягощениями на организм
занимающихся
Уход за телом, правильное питание, режим во время тренировочного
процесса, способы закаливания организма.
Врачебный контроль, диспансеризация. Самоконтроль, дневник спортсмена.
Основы техники выполнения упражнений в армрестлинге.
Основы начальной системы тренировки в армрестлинге.
Основы базовой системы тренировки в армрестлинге.
Основы статистической тренировки в армрестлинге.
Психологическая подготовка. Аутотренинг. Взаимодействие с соперником.
Зачетные требования по теоретической подготовке.
II. Физическая подготовка
1. Общеразвивающие упражнения без предметов.
Для рук и плечевого пояса - сгибание, разгибание, вращение, махи; для
шеи и туловища - наклоны, повороты, вращения; для ног - поднимание на носки,
приседание, выпады, прыжки.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Имитационные упражнения техники армрестлинга.
2. Общеразвивающие упражнения с предметами.
Упражнения: со скалкой, с гимнастической палкой, с набивными мячами.
3. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (30, 60, 100м). Кросс 500 1000 м. Эстафетный бег. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега
способом «прогнувшись». Прыжки в высоту с места. Метание диска, гранаты,
толкание ядра.
4. Спортивные игры. Баскетбол, волейбол, ручной мяч, бадминтон, футбол,
настольный теннис.
5. Подвижные игры. Игры с бегом, прыжками, метаниями, с элементами
сопротивления, перетягивание каната, эстафеты.
III. Техническая подготовка
Для обозначения технических действий в армрестлинге существует
общепринятая терминология движений кисти рук. При зафиксированной руке
ладонью вверх: движение кисти вверх называют сгибанием; вниз - разгибанием;

ю

вправо, в сторону большого пальца - отведением; влево - приведением. Поворот
ладонью вниз - пронация, а ладонью вверх - супинация.
- Сгибание руки с отягощением на ремне.
- Накручивание на горизонтальную ось троса с отягощением.
- Ходьба с отягощением в руках. Отягощение удерживается пальцами.
Основная статическая нагрузка приходится на сгибатели пальцев. При ходьбе
нагрузка увеличивается.
- Лежа на горизонтальной скамье подбрасывание штанги. Возможен
полный отрыв штанги от ладоней. Возможен контролируемый отрыв штанги, при
котором пальцы касаются грифа.
- Поочередное сгибание пальцев на тренажере. В упражнении
задействованы сгибатели большого пальца, которые создают противодействие
сгибателям других пальцев.
- Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье зафиксировано.
- Пронация кисти с отягощением на ремне.
- Супинация кисти с односторонней гантелью. Вращение кисти с
односторонней гантелью. Амплитуда движения зависит от подвижности
кистевого сустава. Темп выполнения медленный, исключая инерцию.
Упражнение применяется в основном в подготовительный период.
- Имитация борьбы на горизонтальном блоке.
- Отведение кисти с односторонней гантелью, рука перед собой. Повороты
кисти с односторонней гантелью.
- Разгибание кисти с гантелью.
- Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье вертикально.
- Сгибание кисти со штангой в опущенных руках сзади.
- Стоя отведение кисти с односторонней гантелью.
- Сгибание руки с односторонней гантелью.
- Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье горизонтально,
рука отведена в сторону.
- Сгибание руки в локтевом суставе с отведением кисти.
- Пронация кисти с односторонней гантелью.
- Приведение кисти с односторонней гантелью.
- Отведение и приведение кисти с односторонней гантелью.
Избирательная тренировка отдельных мышц:
- Для мышц шеи - наклоны головы вперед-назад с отягощением.
- Трапециевидная мышца - тяга штанги узким хватом к подбородку,
круговые вращение в плечевых суставах с отягощением, вперед-назад,
комбинированная тяга за голову и к верху груди.
- Дельтовидная мышца - жим гантелей или штанги в положении сидя, жим
блока от груди вверх;
- Двуглавая мышца плеча - изолированные сгибания руки в локтевом
суставе, сидя в наклоне, подъем штанги различным хватом в положении стоя,
подъем гантелей сидя с разворотом кистей рук, упражнение «молоток».
11

- Трехглавая мышца плеча - французский жим, лежа с отягощением,
разгибание локтевых суставов на тренажере, лежа разгибание гантели через
сторону.
- Мышцы предплечья - круговые вращения с отягощениями, сгибания разгибания кистей рук со штангой, прямым и обратным хватом.
- Передняя зубчатая мышца - полувер со штангой.
- Большая грудная мышца - отжимание усложненное, жим штанги
различными хватами, на прямой и наклонной скамье, разводка с поворотом
кистей рук, жим гантелей, на прямой и наклонной скамье, отжимания на брусьях с
наклоном туловища.
- Прямая мышца живота - подтягивание ног сидя на скамье, поднимание и
опускание согнутых ног в положение лежа.
- Наружные косые мышцы живота - подтягивание коленей вправо-влево
сидя, поднимание таза в упоре на предплечье.
- Широчайшие мышцы спины - становая тяга на прямых ногах, тяга
штанги или гантелей в наклоне, подтягивание широким и узким хватом,
комбинированное подтягивание (к груди и за голову).
- Четырехглавая мышца бедра - степ-шаг на скамью, приседания в
широкой стойке, выпады в различных направлениях (вперед - в сторону - назад)
как с гантелями, так и со штангой.
- Мышцы задней поверхности бедра - в И. П. выпада, опускание на
колено, в положении стоя сгибание колена с отягощением.
- Икроножные мышцы - поднимания стопы не отрывая пятку, стоя и сидя,
прохождения на носках вперед-назад с отягощением.
Постановка индивидуальной техники борьбы.
Спарринг (учебная борьба).

12

4. Список литературы
1. Армспорт. Специализированные тренировочные программы. / Под ред.
Кондрашкина Е.Н., Ларина И.Д. - Ульяновск: УлГТУ, 2005.
2. Программа составлена на основании существующих нормативных
документов учреждений дополнительного образования, разработана на
материалах программы «Образовательная программа занятий армспортом»
лауреата V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного
образования Ю.Н.Маришина. - Орел: РАА, 2002.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.
-М .: ФиС, 1977.
4. Воробьев А.Н. Тренировка. Работоспособность. Реабилитация. - М.:
ФиС, 1989.
5. Живора П.В., Рахматов А.И. Армспорт. Техника, тактика, методика
обучения». - М.: ACADEMIA, 2001.
6. Научно-методическое пособие по армспорту. - М.: Российская
Ассоциация армспорта. Московская Федерация армспорта. Российская
Государственная Академия физической культуры, 1997
7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1976.
8. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.:
ФиС, 1974.
9. Ахмедшин, И.Г. Правила армспорта [Текст] / Под. общ. ред. П. В.
Живоры,А.М. Мотлох, Е.И. Усанов, В.И. Тимошин, А.А. Филимонов. М.:
Российская ассоциация армспорта, 2015.
10. Армрестлинг, Санкт-Петербург, Военный институт физической
культуры, 2002 г.
11. Янсен П. ЧСС и тренировки на выносливость: Пер. с англ. - Мурманск:
Издательство «Тулома», 2006 - 160с.
12. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки
спортсменов. - М.: Физкультура и Спорт, 2005 - 220с.
13. Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте / сост.
И.В. Морозов//Ежегодник, вып. № 2. — Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ,
2008. - 112 с.

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».