Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Согласована Педагогическим советом МБУ ДО ДЮСШ от 21.10.2021 г. протокол №3 Утвеожявп». АРМРЕСТЛИНГ дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности возраст обучающихся - от 7 до 17 лет срок реализации программы 1 год (срок освоения программы может быть увеличен до 2 лет на основании Приказа Минспорта России от 15.11.2018 № 939) Автор-составитель: Великсар Ирина Николаевна заместитель директора МБУ ДО ДЮСШ Горноуральский городской округ 2021 Содержание 1. Пояснительная записка.................................................................................................. 3 2. Учебно-тематический п л ан ...........................................................................................7 3. Содержание программы................................................................................................ 9 4. Список литературы.................................................................................................... 12 2 1. Пояснительная записка Рукоборство всегда являлось неотъемлемой частью культур многих народов и одним из традиционных способов выявления сильнейших. Существуют различные легенды про этот прекрасный, древний и в то же время молодой вид спорта. Армрестлинг (Борьба на руках; от англ. Arm sport, arm wrestling, где arm предплечье) - вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. Несмотря на то, что армрестлинг не является олимпийским видом спорта, борьба на руках обладает большой популярностью во многих частях света. Является древнейшим видом спорта, который был возрождён в 1960-е годы в США. В сентябре 1962 года в г. Петалума, штат Калифорния был проведён первый чемпионат мира по ристрестлингу - так была названа эта борьба (англ. wrist-restling, дословно - «борьба запястьями»). Стремительный рост популярности армрестлинга во всем мире приводит к появлению все новых и новых его поклонников. Интерес к рукоборью ис пытывают не только спортсмены, но и люди, далекие от спорта. Любой из нас, независимо от возраста и пола, наверняка, любит померяться силами с соперником и хотел бы выйти к борцовскому столу. В 1990-х годах этот спорт получил распространение и в России. Благодаря регулярным победам на чемпионатах мира и Европы Россия закрепила лидирующее место в этом виде спорта. Успех в армрестлинге, как и в любом виде борьбы, состоит из многих составляющих, это сила, скорость, выносливость, техника и тактика. Но приоритет все-таки принадлежит силе. Без хороших силовых данных ни филигранная техника, ни скорость не принесут не какого результата. Сила - это тренировка с большими весами, статические нагрузки. Чем с большими весами ты тренируешься, тем сильнее ты становишься. На сегодняшний день, армрестлинг является одним из самых динамично развивающихся силовых видов спорта. Армрестлинг - честный спорт сильных. Актуальность данной программы - в обеспечении двигательной активности детей, улучшении самочувствия, состояния здоровья, коррекции телосложения, достижения физического и психического комфорта. Цели и задачи Цель: Сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, формирование красивого телосложения, улучшение физической подготовленности и физического развития посредством занятий армрестлингом. з Образовательные задачи: - изучение истории и терминологии армрестлинга; - изучение основ анатомии и физиологии; - изучение правил соревнований армрестлинга; - изучение правил гигиены и питания, витаминизации и закаливания. Развивающие задачи: - развитие общефизической подготовленности, дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного и костно связочного аппарата; - развитие двигательных качеств: силы, силовой выносливости, скоростно силовых, общей выносливости, координации, гибкости; - формирование правильной осанки, пропорционального телосложения, увеличение силы и мышечного объема; - обучение основным приемам техники армрестлинга. Воспитательные задачи: - воспитание у подростков желания самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, сознательно применять полученные знания в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - расширение сферы спортивно-культурных контактов детей и подростков, занимающихся в объединении. Срок реализации дополнительной программы по армрестлингу - 1 год образовательной общеразвивающей Группы комплектуются по желанию обучающихся на основании письменного заявления родителей (законных представителей) в возрасте от 7 лет, имеющих медицинский допуск для занятий армрестлингом. Допускается формирование разновозрастных групп. В группе СО годовая нагрузка составляет 144 часа (36 учебных недель). Недельный тренировочный цикл предусматривает нагрузку - 4 академических часов. Учебное занятие состоит из двух-трех часов. Продолжительность одного учебного занятия - 45 мин. с перерывом 5 мин. для отдыха спортсменов. Структура занятия состоит из трех частей: 1. подготовительной (разминочный комплекс, ОРУ); 2. основной (атлетическая тренировка на основные и дополнительные мышечные группы, армрестлинг, ОФП); 3. заключительная (упражнения на расслабление и растяжку, упражнения в парах, подтягивания, висы). Форма занятий - групповая. 4 Материальное обеспечение программы. Для эффективного обеспечения образовательной программы необходимо: учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям к данному виду деятельности и техники безопасности; - Армстолы - требуется 2 единицы на группу, используется 100% времени реализации программы; - Брусья гимнастические (параллельные) - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы; - Штанга (гриф, втулки, диски различной массы, замки) - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы; - Весы медицинские напольные (разновидность - электронные) - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Гантели - требуется 9 пар на группу, используется 100% времени реализации программы; - Гиря спортивная - требуется 10 штук на группу, используется 100% времени реализации программы; - Скамья гимнастическая - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы; - Канат - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы; - Эспандер кистевой - требуется 5 штук на группу, используется 100% времени реализации программы; - Скамья для жима лежа с подстраховкой - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы; - Перекладина гимнастическая (турник) - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Подставка для ног - требуется 2 единицы на группу, используется 100% времени реализации программы; - Секундомер - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Гимнастическая стенка (или шведская стенка) - требуется 2 единицы на группу, используется 100% времени реализации программы; - Эспандер лыжника - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации программы. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Критерии и формы отслеживания качества знаний, умений и навыков __________________ обучающихся в течение года____________________ Формы опенки № Наименование п/п результатов Должны знать: 1. Правила поведения и технику безопасности на занятиях в тренажерном зале, оказание первой медицинской помощи Опрос, самоконтроль, практическое занятие 5 2. Основные санитарно-гигиенические требования на занятиях Профилактику травматизма и заболеваний при занятиях спортом Наблюдение Опрос 3. Историю развития армрестлинга в России и за рубежом Опрос, теоретическое занятие 4. Основы самоконтроля Ведение дневника самоконтроля 5. Основы планирования спортивной тренировки Совместное с тренером составление плана подготовки 6. Правила соревнований, основы их организации и проведения Участие в соревнованиях Должны уметь: 1. Правильно выполнять упражнения на тренажерах 2. Развивать физические качества Практические занятия, самостоятельно и под руководством тренера- наблюдение, выполнение преподавателя контрольных нормативов 3. Выполнять приемы самомассажа 4. Выполнять страховочные действия, работать Практические занятия, в парах наблюдение Практические занятия, наблюдение Практические занятия Ожидаемый конечный результат по итогам реализации программы первого года обучения на этапе начальной подготовки: - освоение всех разделов программы первого года обучения на этапе начальной подготовки; - успешная сдача промежуточных и итоговых контрольных нормативов; - овладение техникой выполнения упражнений; - повышение уровня физической подготовленности обучающихся. Диагностика эффективности и реализации программы: Данная программа носит системный характер. Она включает в себя проверку теоретических знаний и контроль уровня развития физических качеств обучающихся. Формы подведения итогов реализации программы первого года обучения на этапе начальной подготовки Промежуточный контроль: - теоретические знания (тесты, викторины, устный опрос); - практические навыки, умения (наблюдение, сдача контрольных нормативов по ОФП на развитие физических качеств). 6 Итоговый контроль: - теоретические знания (тесты, викторины, устный опрос); - практические навыки, умения (наблюдение, сдача контрольных нормативов по ОФП на развитие физических качеств, участие в спортивных соревнованиях). Контрольно-переводные нормативы на этапе спортивного оздоровления № Уровень Упражнение Количество раз п/п 1. 2. 3. Подтягивание Отжимание от брусьев Приседание 10 Очень высокий 8 Высокий 6 Средний 5 Очень высокий 4 Высокий 3 Средний 20 Очень высокий 17 Высокий 8 средний 7 2.Учебно-тематический план № п/п Тема занятия Теоретическая подготовка Количество часов Теория 17 1. Инвентарь, оборудование, места занятий. Правила поведения и техника безопасности на занятиях в тренажерном зале 1 2. Санитарно-гигиенические требования при проведении занятий. Профилактика травматизма и заболеваний при занятиях спортом 1 3. Краткий обзор развития армрестлинга в России и за рубежом 1 4. Краткие сведения о строении и функциях организма человека 1 5. Влияние физических упражнений с отягощениями на организм занимающихся 1 6. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена 1 7. Врачебный контроль, самоконтроль 1 8. Оказание первой помощи, основы спортивного массажа 1 9. Основы общефизической подготовки спортсменов в армрестлинге 1 10. Основы начальной системы тренировки в армрестлинге 1 11. Основы базовой системы тренировки в армрестлинге 1 12. Основы статической системы тренировки в армрестлинге 1 13. Планирование спортивной тренировки 14. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки 15. Психологическая подготовка 16. Правила соревнований. Их организация и проведение 17. Зачетные требования по теоретической подготовке Практика 1 1 1 1 1 Общая физическая подготовка 76 16. Общеразвивающие упражнения без предметов 30 8 17. Общеразвивающие упражнения с предметами 16 18. Легкая атлетика 10 19. Спортивные игры 10 20. Подвижные игры 10 Техническая подготовка 43 21. Упражнения с отягощением на ремне 5 22. Тяга штанги. Сгибание рук в запястьях со штангой, хват сверху 4 23. Приседание со штангой на плечах 2 24. Сгибание пальцев на тренажере 3 25. Имитация борьбы на горизонтальном блоке 6 26. Упражнения с односторонней гантелью 6 27. Постановка индивидуальной техники борьбы 10 28. Ударный метод развития взрывной силы мышц 3 29. Избирательная тренировка отдельных мышц 2 30. Спарринг (учебная борьба) 2 Прием контрольных нормативов 8 Итого за год: 17 Всего: 127 144 часа 9 3. Содержание программы I. Теоретическая подготовка Инвентарь, оборудование, места занятий. Правила поведения на занятиях, дисциплина. Техника безопасности на занятиях, дистанция, страховки. Санитарно-гигиенические требования к спортивному залу для занятий армрестлингом. Расписание занятий, спортивная форма, подготовка инвентаря и оборудования. Профилактика травм, страховочные способы безопасного выполнения упражнений. История развития армрестлинга в России и за рубежом. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений с отягощениями на организм занимающихся Уход за телом, правильное питание, режим во время тренировочного процесса, способы закаливания организма. Врачебный контроль, диспансеризация. Самоконтроль, дневник спортсмена. Основы техники выполнения упражнений в армрестлинге. Основы начальной системы тренировки в армрестлинге. Основы базовой системы тренировки в армрестлинге. Основы статистической тренировки в армрестлинге. Психологическая подготовка. Аутотренинг. Взаимодействие с соперником. Зачетные требования по теоретической подготовке. II. Физическая подготовка 1. Общеразвивающие упражнения без предметов. Для рук и плечевого пояса - сгибание, разгибание, вращение, махи; для шеи и туловища - наклоны, повороты, вращения; для ног - поднимание на носки, приседание, выпады, прыжки. Упражнения на формирование правильной осанки. Имитационные упражнения техники армрестлинга. 2. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения: со скалкой, с гимнастической палкой, с набивными мячами. 3. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (30, 60, 100м). Кросс 500 1000 м. Эстафетный бег. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту с места. Метание диска, гранаты, толкание ядра. 4. Спортивные игры. Баскетбол, волейбол, ручной мяч, бадминтон, футбол, настольный теннис. 5. Подвижные игры. Игры с бегом, прыжками, метаниями, с элементами сопротивления, перетягивание каната, эстафеты. III. Техническая подготовка Для обозначения технических действий в армрестлинге существует общепринятая терминология движений кисти рук. При зафиксированной руке ладонью вверх: движение кисти вверх называют сгибанием; вниз - разгибанием; ю вправо, в сторону большого пальца - отведением; влево - приведением. Поворот ладонью вниз - пронация, а ладонью вверх - супинация. - Сгибание руки с отягощением на ремне. - Накручивание на горизонтальную ось троса с отягощением. - Ходьба с отягощением в руках. Отягощение удерживается пальцами. Основная статическая нагрузка приходится на сгибатели пальцев. При ходьбе нагрузка увеличивается. - Лежа на горизонтальной скамье подбрасывание штанги. Возможен полный отрыв штанги от ладоней. Возможен контролируемый отрыв штанги, при котором пальцы касаются грифа. - Поочередное сгибание пальцев на тренажере. В упражнении задействованы сгибатели большого пальца, которые создают противодействие сгибателям других пальцев. - Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье зафиксировано. - Пронация кисти с отягощением на ремне. - Супинация кисти с односторонней гантелью. Вращение кисти с односторонней гантелью. Амплитуда движения зависит от подвижности кистевого сустава. Темп выполнения медленный, исключая инерцию. Упражнение применяется в основном в подготовительный период. - Имитация борьбы на горизонтальном блоке. - Отведение кисти с односторонней гантелью, рука перед собой. Повороты кисти с односторонней гантелью. - Разгибание кисти с гантелью. - Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье вертикально. - Сгибание кисти со штангой в опущенных руках сзади. - Стоя отведение кисти с односторонней гантелью. - Сгибание руки с односторонней гантелью. - Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье горизонтально, рука отведена в сторону. - Сгибание руки в локтевом суставе с отведением кисти. - Пронация кисти с односторонней гантелью. - Приведение кисти с односторонней гантелью. - Отведение и приведение кисти с односторонней гантелью. Избирательная тренировка отдельных мышц: - Для мышц шеи - наклоны головы вперед-назад с отягощением. - Трапециевидная мышца - тяга штанги узким хватом к подбородку, круговые вращение в плечевых суставах с отягощением, вперед-назад, комбинированная тяга за голову и к верху груди. - Дельтовидная мышца - жим гантелей или штанги в положении сидя, жим блока от груди вверх; - Двуглавая мышца плеча - изолированные сгибания руки в локтевом суставе, сидя в наклоне, подъем штанги различным хватом в положении стоя, подъем гантелей сидя с разворотом кистей рук, упражнение «молоток». 11 - Трехглавая мышца плеча - французский жим, лежа с отягощением, разгибание локтевых суставов на тренажере, лежа разгибание гантели через сторону. - Мышцы предплечья - круговые вращения с отягощениями, сгибания разгибания кистей рук со штангой, прямым и обратным хватом. - Передняя зубчатая мышца - полувер со штангой. - Большая грудная мышца - отжимание усложненное, жим штанги различными хватами, на прямой и наклонной скамье, разводка с поворотом кистей рук, жим гантелей, на прямой и наклонной скамье, отжимания на брусьях с наклоном туловища. - Прямая мышца живота - подтягивание ног сидя на скамье, поднимание и опускание согнутых ног в положение лежа. - Наружные косые мышцы живота - подтягивание коленей вправо-влево сидя, поднимание таза в упоре на предплечье. - Широчайшие мышцы спины - становая тяга на прямых ногах, тяга штанги или гантелей в наклоне, подтягивание широким и узким хватом, комбинированное подтягивание (к груди и за голову). - Четырехглавая мышца бедра - степ-шаг на скамью, приседания в широкой стойке, выпады в различных направлениях (вперед - в сторону - назад) как с гантелями, так и со штангой. - Мышцы задней поверхности бедра - в И. П. выпада, опускание на колено, в положении стоя сгибание колена с отягощением. - Икроножные мышцы - поднимания стопы не отрывая пятку, стоя и сидя, прохождения на носках вперед-назад с отягощением. Постановка индивидуальной техники борьбы. Спарринг (учебная борьба). 12 4. Список литературы 1. Армспорт. Специализированные тренировочные программы. / Под ред. Кондрашкина Е.Н., Ларина И.Д. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. 2. Программа составлена на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования, разработана на материалах программы «Образовательная программа занятий армспортом» лауреата V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования Ю.Н.Маришина. - Орел: РАА, 2002. 3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. -М .: ФиС, 1977. 4. Воробьев А.Н. Тренировка. Работоспособность. Реабилитация. - М.: ФиС, 1989. 5. Живора П.В., Рахматов А.И. Армспорт. Техника, тактика, методика обучения». - М.: ACADEMIA, 2001. 6. Научно-методическое пособие по армспорту. - М.: Российская Ассоциация армспорта. Московская Федерация армспорта. Российская Государственная Академия физической культуры, 1997 7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1976. 8. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974. 9. Ахмедшин, И.Г. Правила армспорта [Текст] / Под. общ. ред. П. В. Живоры,А.М. Мотлох, Е.И. Усанов, В.И. Тимошин, А.А. Филимонов. М.: Российская ассоциация армспорта, 2015. 10. Армрестлинг, Санкт-Петербург, Военный институт физической культуры, 2002 г. 11. Янсен П. ЧСС и тренировки на выносливость: Пер. с англ. - Мурманск: Издательство «Тулома», 2006 - 160с. 12. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и Спорт, 2005 - 220с. 13. Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте / сост. И.В. Морозов//Ежегодник, вып. № 2. — Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ, 2008. - 112 с. 13